Ведель Ж. Административное право Франции / Под ред. М.А. Крутоголова. - М.: Прогресс, 1973. - 512 с.
Вступительная статья
Предисловие к русскому изданию
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АДМИНИСТРАЦИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ГЛАВА ПЕРВАЯ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Раздел I. Традиционная конституционная концепция: управление как деятельность исполнительной власти, осуществляемая государственно-правовыми методами
§ 1. Традиционные основы управления. Понятие исполнительной власти
§ 2. Управление и осуществление публичной власти
§ 3. Состояние вопроса до принятия конституции 1958 г.
Раздел II. Новые положения, вытекающие из конституции 1958 г.
§ 1. Определение правительственных функций
§ 2. Двойственность управления: президентское управление и управление правительства
§ 3. Закон и регламент
Раздел III. Административное право - общее право публичной власти
§ 1. Традиция и нововведения
§ 2. Выводы
ГЛАВА ВТОРАЯ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Раздел I. Основы и природа административного права
§ 1. Значение административного права
§ 2. Причины существования во Франции административного права
Раздел II. Общая характеристика административного права
§ 1. Административное право - право, создаваемое преимущественно судьей
§ 2. Значение административной юстиции (contentieux administratis)
§ 3. Административное право представляет собой одновременно развитое право и примитивное
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЖИМ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И СУДЕБНЫХ ВЛАСТЕЙ - ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДЬИ
Раздел I. История принципа
§ 1. Происхождение принципа
§ 2. Основные нормативные акты
§ 3. Последующие толкования принципа
Раздел II. Кризис критерия подсудности
§ 1. Причины кризиса
§ 2. Проблема критерия подсудности в науке и судебной практике последнего времени
§ 3. Проблема критерия подсудности в период действия различных конституций
Раздел III. Применение критерия подсудности, вытекающего из понятия судьи по общему праву публичной власти
§ 1. Спор должен затрагивать деятельность французских публичных органов
§ 2. Исключение из подсудности административного суда спорных дел, относящихся к действиям, регулируемым нормами, выходящими за рамки общего права
Раздел IV. Специальные законодательные акты, устанавливающие отступления от общего критерия подсудности
Раздел V. Оценка законности и толкование административных актов общими судами
§ 1. Постановка проблемы
§ 2. Определение законности и толкование административных актов общими судами не по уголовным делам
§ 3. Определение законности и толкование административных актов общим судом по уголовным делам
Раздел VI. Порядок урегулирования споров по вопросам подсудности, возникающих из принципа разделения административных и судебных властей. Трибунал по конфликтам
§ 1. Историческая эволюция
§ 2. Трибунал по конфликтам
§ 3. Прерогативы Трибунала по конфликтам
§ 4. Роль Трибунала по конфликтам
Раздел VII. Область применения и автономия административного права
§ 1. Область применения административного права
§ 2. Автономия административного права
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ АКТОВ
Раздел I. Преимущества исполнительного решения
Подраздел I. Различие между исполнительными решениями и иными действиями администрации
§ 1. Исполнительные решения представляют собой юридические акты
§ 2. Не все юридические акты администрации являются исполнительными решениями
§ 3. Определение
Подраздел II. Различные исполнительные решения
§ 1. Классификация согласно формальной точке зрения
§ 2. Классификация согласно материальной точке зрения
§ 3. Совмещение формальной и материальной точек зрения
Подраздел III. Юридический режим исполнительных решений
§ 1. Элементы исполнительного решения
§ 2. Обнародование исполнительных решений
§ 3. Действие исполнительных решений по времени
§ 4. Юридическая сила исполнительных решений: значение решения, вступившего в силу
§ 5. Проблема принудительного исполнения
Подраздел IV. Регламентарная власть
§ 1. Обычная регламентарная власть
§ 2. Расширение регламентарной сферы: ордонансы, принимаемые в соответствии со ст. 38 конституции
§ 3. Другие «ордонансы», предусмотренные конституцией
Раздел II. Административные договоры
Подраздел I. Договоры администрации и административные договоры
§ 1. Два типа договоров администрации
§ 2. Критерии административных договоров
§ 3. Административные договоры по закону
Подраздел II. Правовой режим административных договоров
§ 1. Возникновение договора
§ 2. Последствия административных договоров
§ 3. Различные административные договоры
Подраздел III. Оспаривание административных договоров
§ 1. Судья договоров (juge du contrat)
§ 2. Сфера «договорных споров»
§ 3. Полномочия судьи договора
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
Раздел I. Понятие законности
Раздел II. Нормы, соблюдение которых обязательно для администрации в силу принципа законности
§ 1. Конституция
§ 2. Международные договоры
§ 3. Закон
§ 4. Общие принципы права
§ 5. Право, вырабатываемое судебной практикой
§ 6. Судебные решения
§ 7. Договоры администрации
§ 8. Исполнительные решения
Раздел III. Отклонения от принципа законности: теория исключительных обстоятельств и теория правительственных актов
§ 1. Теория исключительных обстоятельств или чрезвычайных полномочий
Раздел IV. Общественно полезная цель как элемент административной законности
§ 1. Понятие общественного интереса
§ 2. Общественный интерес и законность
Раздел V. Законность и судья
§ 1. Разновидности судебного контроля
§ 2. Объем судебного контроля
Раздел VI. Общий взгляд на административную законность
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Раздел I. Исторический обзор
§ 1. Почти постоянное расширение ответственности публичной власти
§ 2. Совершенствование теории взаимоотношений между администрацией, ее представителями и потерпевшими
§ 3. Автономный характер теории определения границ административной ответственности
Раздел II. Общий взгляд на режимы ответственности публичных юридических лиц
§ 1. Случаи, когда ответственность публичного юридического лица не может быть предметом рассмотрения ни в одном французском судебном учреждении
§ 2. Случаи, когда ответственность публичного юридического лица является предметом рассмотрения общего суда и регулируется нормами частного права
§ 3. Случаи, когда ответственность публичного юридического лица становится предметом рассмотрения общего суда, но без обязательного применения частного права
§ 4. Случаи, когда юрисдикция принадлежит административному судье и применяются общие или специальные нормы публичной ответственности
Раздел III. Разграничение и сочетание личной ответственности представителя администрации и ответственности администрации
§ 1. Условие, необходимое и достаточное для личной ответственности представителя администрации: личная вина
§ 2. Последствие существования личной вины: личная ответственность представителя администрации
§ 3. Сосуществование в определенных случаях ответственности администрации и личной ответственности представителя администрации
§ 4. Окончательное распределение возмещения: регрессные иски
§ 5. Неответственность публичного представителя администрации при отсутствии личной вины
§ 6. Применение в определенных случаях норм частного права к отношениям между администрацией, ее представителем и потерпевшим
Раздел IV. Публичная ответственность по общему праву
§ 1. Обоснование ответственности
§ 2. Вменение в вину и причинность
§ 3. Возмещение ущерба
Раздел V. Специальный режим ответственности, вытекающий из особых нормативных актов
§ 1. Специальные нормы ответственности в области общественных работ
§ 2. Ответственность публичной власти за ущерб, причиненный скоплениями народа
§ 3. Ответственность публичной власти за ущерб, причиненный ученикам или учениками публичной школы в силу недостаточного присмотра со стороны учителя
Раздел VI. Ответственность государства, вызванная законами
§ 1. Специфика проблемы
§ 2. Возмещение ущерба, причиненного непосредственно законодательной деятельностью
§ 3. Возмещение ущерба, причиненного административными мерами по применению закона
§ 4. Произвол в области административных договоров
§ 5. Нормы, регулирующие подсудность
Раздел VII. Ответственность, вытекающая из международных договоров и соглашений
Раздел VIII. Ответственность государства за ущерб, причиненный судебной службой
§ 1. Трудности проблемы
§ 2. Два случая ответственности, установленных законодателем
§ 3. Ответственность государства и чиновников судебной службы в случаях, не предусмотренных нормативными актами
§ 4. Проблема ответственности публичной власти за деятельность административных судебных учреждений
Раздел IX. Носят ли нормы, регулирующие административную ответственность, регламентарный характер
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Раздел I. Что такое административное судебное учреждение?
§ 1. Понятие судебного учреждения и судебного акта
§ 2. Административный характер судебного учреждения
§ 3. Различие между административными судебными учреждениями и административными органами
Раздел II. Различие между обжалованием в административном порядке и обжалованием в судебном порядке
§ 1. Обжалование в административном порядке
§ 2. Судебное обжалование
§ 3. Соотношение между обжалованием в административном порядке и обжалованием в судебном порядке
Раздел III. Общая организация административной юстиции
§ 1. Предварительные определения
§ 2. Организация административной юстиции до реформы 30 сентября 1953 г.
§ 3. Реформы 1953 г.
§ 4. Реформа Государственного совета 1963 г.
Раздел IV. Разновидности административной юстиции
§ 1. Судебное разбирательство в целях аннулирования
§ 2. Судебное разбирательство общего характера
§ 3. Судебное разбирательство в целях толкования и в целях оценки законности (или действительности)
§ 4. Судебное разбирательство в связи с применением репрессий
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Раздел I. Государственный совет
§ 1. Эволюция Государственного совета и реформа 1963 г.
§ 2. Личный состав Государственного совета
§ 3. Подразделения Государственного совета
§ 4. Полномочия Государственного совета
Раздел II. Административные трибуналы
§ 1. Эволюция
§ 2. Организация административных трибуналов
§ 3. Полномочия административных трибуналов
Раздел III. Иные административные судебные учреждения
§ 1. Судебные учреждения, апелляция на решения которых приносится в Государственный совет
§ 2. Судебные учреждения, кассационное обжалование решений которых приносится в Государственный совет
§ 3. Иные административные судебные учреждения
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЮРИСДИКЦИИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ СУДЕБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Раздел I. Распределение юрисдикции между Государственным советом и административными трибуналами
§ 1. Характеристика новых правил подсудности, установленных нормативными актами 1953 г.
§ 2. Юрисдикция Государственного совета в качестве суда первой и последней инстанции
§ 3. Юрисдикция Государственного совета в качестве апелляционного и кассационного суда
§ 4. Юрисдикция Государственного совета в качестве распределительного суда
§ 5. Публнчноправовой характер норм, относящихся к юрисдикции по уполномочию
Раздел II. Территориальная юрисдикция административных трибуналов
§ 1. Общее положения норм, регулирующих территориальную подсудность
§ 2. Придание нормам территориальной подсудности публичноправого характера
Раздел III. Юрисдикция иных административных судебных учреждений
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОЦЕСС В АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раздел I. Процессуальные нормы, применяемые Государственным советом и административными трибуналами
§ 1. Нормы, относящиеся к предварительному решению
§ 2. Срок исковой давности при обжаловании в органы административной юстиции
§ 3. Следственный (inquisitoire) и писаный характер административного процесса
§ 4. Роль адвоката
§ 5. Правительственные комиссары
§ 6. Срочное постановление, выносимое председателем суда, и отсрочка
§ 7. Судебные решения
§ 8. Полномочия административного судьи в отношении администрации
§ 9. Обжалование в интересах закона
Раздел II. Обжалование решений административных трибуналов и Государственного совета
§ 1. Обжалование решений административных трибуналов
§ 2. Обжалование постановлений Государственного совета
ГЛАВА ПЯТАЯ. ОБЖАЛОВАНИЕ В СВЯЗИ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ВЛАСТИ
Раздел I. Общие положения
§ 1. Историческая справка
§ 2. Общие характерные черты обжалования в связи с превышением власти
§ 3. Судебные учреждения, полномочные рассматривать жалобы в связи с превышением власти
§ 4. Вопросы, возникающие при изучении обжалования в связи с превышением власти
Раздел II. Условия, при которых жалоба в связи с превышением власти может быть принята к рассмотрению
§ 1. Природа обжалуемого акта
§ 2. Качество заявителя
§ 3. Условия формы и сроков
§ 4. Отказ дать законный ход судебному делу (la fin de non-recevoir) при наличии параллельного обжалования
Раздел III. Основания (ouvertures) обжалования в связи с превышением власти
§ 1. Несоответствие закону и основания обжалования в связи с превышением власти
§ 2. Контроль за формальными элементами акта
I. Некомпетентность
§ 3. Контроль за формальными элементами акта (продолжение)
II. Погрешность формы
§ 4. Контроль за материальными элементами административного акта
I. Объективная точка зрения. Нарушение закона
§ 5. Контроль за материальными элементами административного акта
II. Субъективная точка зрения. Злоупотребление властью
§ 6. Вмешательство судьи в контроль за законностью в силу служебного долга
Раздел IV. Действие постановления, вынесенного по жалобе в связи с превышением власти
§ 1. Полномочия судьи при рассмотрении дел, связанных с превышением власти
§ 2. Действие постановления об отклонении жалобы
§ 3. Действие постановления об аннулировании
Раздел V. Обжалование в связи с превышением власти и иные виды обжалования, относящиеся к контролю за законностью
§ 1. Обжалование в связи с превышением власти и кассационное обжалование
§ 2. Обжалование в связи с превышением власти и обжалование в целях оценки законности (или действительности) административного акта
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДАННЫЕ ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Раздел I. Данные правового характера
Подраздел I. Правосубъектность
§ 1. Понятие правосубъектности
§ 2. Юридические лица
§ 3. Правовой режим, общий для различных юридических лиц
Подраздел II. Децентрализация
§ 1. Понятие децентрализации
§ 2. Административная опека
§ 3. Общие проблемы децентрализации
§ 4. Соотношение государственного управления и децентрализованного управления
Раздел II. Данные технического характера
§ 1. Централизация и децентрализация с технической точки зрения
§ 2. Вертикальная организация и горизонтальная организация
§ 3. Проблема уровня, на котором принимаются решения
§ 4. Проблема участия населения в управлении
ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Раздел I. Конституционные принципы
§ 1. Административные органы государства
§ 2. Советы
Раздел II. Центральные органы государственного управления
§ 1. Президент республики
§ 2. Службы премьер-министра
§ 3. Правительство
§ 4. Министерства
Раздел III. Органы государственного управления на местах
§ 1. Общая организация государственного управления на местах: департаментская основа
§ 2. Специальные административные округа
§ 3. Проблема реорганизации государственного управления на местах
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МЕСТНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Раздел I. Департамент
§ 1. Генеральный совет
§ 2. Департаментская комиссия
§ 3. Префект и председатель генерального совета
Раздел II. Коммуна
§ 1. Историческая справка
§ 2. Муниципальный совет
§ 3. Способ голосования
§ 4. Срок полномочий муниципального советника
§ 5. Мэр
Раздел III. Париж и регион Парижа
Раздел IV. Объединение местных коллективов
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПУБЛИЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПУБЛИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИЦ СВОБОДНЫХ ПРОФЕССИЙ
Раздел I. Публичные учреждения и национальные предприятия
§ 1. Классическое понятие публичного учреждения
§ 2. Расширение понятия публичного учреждения
Раздел II. Объединения лиц свободных профессий
§ 1. Структура объединения лиц свободных профессий
§ 2. Полномочия
§ 3. Юридическая природа объединений лиц свободных профессий
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИЦИЯ
Раздел I. Понятие административной полиции
§ 1. Терминологические уточнения
§ 2. Определение
Раздел II. Полицейские власти
§ 1. Полицейские власти в области общей административной полиции
§ 2. Власти специальной полиции
Раздел III. Полномочия полиции
§ 1. Замечания, связанные с природой соответствующих полицейских полномочий
§ 2. Замечания, связанные с природой деятельности, затрагиваемой полицейскими полномочиями
§ 3. Соображения относительно места и времени
§ 4. Соображения относительно необходимости полицейских мер
Раздел IV. Полицейские меры
§ 1. Регламентация
§ 2. Индивидуальные меры
§ 3. Принудительное исполнение, полицейских мер
Раздел V. Контроль за законностью полицейских мер
Раздел VI. Личный состав полиции
§ 1. Различие между полицейскими властями и личным составом полиции
§ 2. Различные виды личного состава полиции
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПУБЛИЧНАЯ СЛУЖБА
Раздел I. Общие понятия
§ 1. Содержание термина «публичная служба»
§ 2. Создание и упразднение публичных служб
§ 3. Общие правила, касающиеся функционирования публичных служб
§ 4. Публичные службы промышленного и торгового характера
Раздел II. Публичные службы, управление которыми осуществляет сама администрация
§ 1. Простое управление (La Regie simple)
§ 2. Заинтересованное управление (Regie interessee)
Раздел III. Концессия публичной службы
§ 1. Общие понятия
§ 2. Публичная служба, отданная в концессию, остается подлинной публичной службой
§ 3. Концессионер остается частным предпринимателем
§ 4. Принцип финансового равновесия
Раздел IV. Смешанные общества (Les societes d'economie mixte)
Раздел V. Национализация
Раздел VI. Публичные службы, осуществляемые частными организациями
Помощь публичной власти частным предприятиям