На главную страницу

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1916. - 704 с.

 

 

Отдел I. Общество

I. Проблема и задача социально-научного познания

Кризис научного знания

I. Прагматизм

II. Мистицизм

III. Кризис социально-научного познания

IV. Достоверность естествознания

V. Выяснение методов социальных наук путем анализа наличного социально-научного знания

II. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем

I. Естественно-научный тип мышления и необходимые отклонения от него при выработке социальных наук

II. Точка зрения повременной прессы и обыденное житейское мышление

III. Своеобразный подход к вопросам социологии представителей русской социологической школы

IV. Своеобразность теории познания Н.К. Михайловского

V. Учение Н.К. Михайловского об идеалах и идолах

VI. Взгляд Н.К. Михайловского на сущность социального процесса

VII. Связь общесоциологических построений русских социологов с их взглядами на развитие России

VIII. Экономическое развитие России в построениях русских социологов

IX. Логический анализ различных понятий невозможности

X. Различные понятия возможности

III. Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений

I. Понятие случайного и закономерного в природе и социальном мире

Неповторяемость единичных явлений

Рассмотрение каждого явления с точки зрения его закономерной обусловленности и случайности

Раскрытие смысла случайного в идеалистических философских системах

Отсутствие принципиального различия в объектах естественно-научного и исторического исследований, разница в точках зрения

Причинное объяснение явлений

II. Категория необходимости при исследовании социальных явлений

Социология, как наука о законах социальных явлений; две основные социологические системы

Сведение всех социальных процессов к развитию производственных сил и экономических отношений

Методологическая несостоятельность понятия причины, обуславливающей явление в конечном счете

Гегелевская диалектика и эволюционизм

Установление безусловно-необходимых причинных соотношений между социальными явлениями; возвращение к методам классической политической экономии

Чисто экономические причинные соотношения

Собственно социальные явления; методологический анализ понятия класса

Установление причинных соотношений между социально-психическими явлениями

III. Категория справедливости при исследовании социальных явлений

Методологический анализ понятия необходимости; его трансцендентальный характер

Методологическая правомерность суждений о социальных явлениях с точки зрения осуществления в них справедливости или этически-должного

Противоречивость эволюционной точки, когда она применяется к смыслу нравственных принципов; непреложность основных нравственных принципов

Объяснение социальных явлений и оценка их; совпадение этих точек зрения в правовых нормах

IV. В защиту научно-философского идеализма

Идеализм в широком смысле

I. Научная философия; ее деление на дисциплины

Фактическое сплетение норм различных отраслей научной философии

Этицизирование и эстетицизирование процесса познания

Философия не научного типа смешивает различные сферы долженствования, в результате получается безусловное противопоставление бытия и долженствования

II. Постановка задачи

Логический и психологический закон тождества

Учение Дж. Ст. Милля об единообразии строя природы

Аксиоме об единообразии строя природы можно противопоставить аксиому о разнообразии этого строя

Основание для индуктивного метода надо искать, следуя за Кантом, не вне нас, а в нас самих

Категории сходства и различия

Индуктивно-выработанные понятия были первоначально единственным орудием научного познания

Распространение методов научного мышления, целесообразность которых удостоверена успехами естествознания, на мир социальных явлений

III. Принцип этического долженствования

Непреложность нравственного принципа его автономность

Этическая система не создается научно-философской мыслью из себя самой

Неправильность безусловного противопоставления науки и этики, бытия и долженствования

Задачи научной философии

Отдел II. Право

V. Реальность объективного права

Общественность, как культурное благо

I. Первое определенное истолкование объективного права в психологическом смысле дано Бирлингом

II. Л.И. Петражицкий превратил психологизм, служащий его предшественнику вторичной основой для построения общей теории права, в первичную основу этой теории

Л.И. Петражицкий отрицает необходимость при построении научного понятия права считаться с практической ролью права

III. К истории учения о праве, как психическом явлении

IV. Значение психологической теории права Л.И. Петражицкого основано не на его реформе теоретической психологии, а на умелом использовании описательного психологического материала

Теоретическая несостоятельность понятия права Л.И. Петражицкого

V. Сравнение объективного права с другими произведениями духовной культуры

VI. К истории нормативного понятия права

VII. Научно недопустимо отрывать нормативное и логическое рассмотрение права от его реального рассмотрения

VIII. Ошибки некоторых защитников психологической и нормативной теории права не устраняют научного значения этих теорий самих по себе

Право своими отдельными сторонами относится к самым различным сферам явлений

IX. Каждое чисто научное понятие права должно определять право в его реальных проявлениях

Вопрос о реальности права, как вопрос об его эмпирической реальности

VI. Право, как социальное явление

Необходимость пересмотра вопроса о праве, как социальном явлении

Необходимо поставить задачу о социально-научном изучении действующих систем права

Для изучения права, как социального явления, надо сосредоточить весь научный интерес на праве в том виде, как оно осуществляется

Значение социально научного изучения права для теоретической и практической юриспруденции

VII. Рациональное и иррациональное в праве

Нормы, составляющие право, обладают общностью в двух отношениях

Право, как жизненное явление, состоит их правоотношений

Учение о первичности субъективного права приводит к утверждению, что правовые нормы - абстракция

В сознании право больше связано с волей, чем с интеллектом, это усиливает иррациональность правовых переживаний

VIII. Методологическая природа науки о праве

I. Взаимно исключающие теории в науке о праве по основным вопросам

Зависимость науки о праве от самых различных идейных течений

Необходимо ориентировать науку о праве на всей совокупности гуманитарных наук

II. Отношение между философией и наукой права

Упадок философии и освобождение науки о праве

Накопление позитивных научных знаний в юриспруденции

Невыясненность вопроса, на какой юриспруденции Коген ориентирует этику

Кант и его теория права и науки о праве

Отдел III. Государство

IX. Сущность государственной власти

Полнота власти присуща только государству

I. Отношение науки государственного права к вопросу о государственной власти, юридико-догматическая точка зрения

Неудача науки государственного права есть факт научного развития, подлежащий методологическому исследованию

Естественные науки и методы классификации

Догматическая юриспруденция методологически родственна описательным дисциплинам естествознания

Г.Ф. Шершеневич и Л.И. Петражицкий, влияние юридико-догматических методов на построение ими общей теории права

Методологическая путаница в науке о государстве

II. Значение государственной власти для различных форм государства

III. Теоретическая неразработанность проблемы власти

Немецкие теории государственной власти

Теория Н.М. Коркунова, его методологическая ошибка

IV. Социально-психологическое исследование власти, Карлейль, Михайловский, Тард, Зиммель

Историко-политическое исследование власти

Нравственное оправдание власти

X. Права человека и гражданина

I. Государство и народ - государство и личность

II. Теоретическое обоснование прав человека и гражданина

Общество и его самобытность

Преодоление как исключительного индивидуализма, так и исключительного социологизма

III. Юридическая проблема прав человека и гражданина

Личность - явление публично-правового порядка

Отношение различных представителей юриспруденции к системе Г. Еллинека

Формально-логический характер метода догматической юриспруденции

XI. Государство и личность

I. Отрицательная оценка государства

II. Конституционное или правовое государство и его основные принципы

III. Противопоставление социалистического государства правовому

Социализм и индивидуализм

Право на труд и право на достойное человеческое существование

XII. Государство и право

Правильная постановка вопроса; независимое возникновение государства и права в прошлом и их слияние в настоящем

Теория о невозможности для государства стать правовым до конца

Отдел IV. Культура

XIII. В защиту права. (Задачи нашей интеллигенции)

Ценность права, его дисциплинирующее значение, зависимость содержания права от его формальных свойств

I. Правосознание общества и его отражение в научной литературе

II. Значение права в жизни русского народа, мнения Герцена, К.С. Аксакова и К.Н. Леонтьева

III. Управомоченная и дисциплинированная правом личность, как основа правопорядка

IV. Определение права, как компромисса между различными требованиями, его правильность с социологической точки зрения

V. Правосознание народа и способность его к организации

VI. Правосознание и суд

XIV. Путь к господству права. (Задачи наших юристов)

Наша государственная реформа и повышение авторитета права

Причины нашей правовой отсталости

XV. Причина и цель в праве. (Задачи науки о праве)

Постановка вопросов о цели в праве Иерингом и о причине в праве Муромцевым и Цительманом

Оценка в теории Иеринга, это исследование о цели вне права, а не в праве

Методы подлинного исследования причины и цели в праве

Сложность телеологического исследования права

Причинное и телеологическое исследование права и сведение его результатов в определениях понятий права, четыре понятия права

XVI. Необходимое и должное в культурном творчестве

Природа и социальный мир

 



Сайт управляется системой uCoz